RSS

Еще три книги в online-библиотеке

11:57 26.05.2020

Энциклопедия архитектурных стилей и биографии известных архитекторов разных времен в новых книгах нашей online-библиотеки. Приятного чтения!

 

 


Савельев Ю.Р.  Николай Владимирович Султанов. Портрет архитектора эпохи историзма. – СПб.: Фонд «Спас», Лики России, 2009. – 352 с.


Монография посвящена творчеству одного из крупнейших зодчих конца XIX – начала XX века Н.В. Султанова (1850-1908). Его расцвет пришелся на царствование Александра III. Лучшие произведения выполнялись Султановым по заказу императора, графа С.Д. Шереметева, великого князя Сергея Александровича, министра И.И. Воронцова-Дашкова и других государственных деятелей. Энциклопедически образованный историк, авторитетный реставратор, великолепный педагог, известный общественный деятель и талантливый администратор, он олицетворял собой идеал зодчего эпохи историзма.


Николай Владимирович Султанов был удивительно многогранной творческой личностью: архитектор, реставратор, историк архитектуры, профессор петербургских учебных заведений, общественный деятель, талантливый администратор - вот лишь краткий перечень его обширной деятельности. В историю архитектуры Султанов вошёл, прежде всего, как теоретик и практик русско-византийского стиля. Среди наиболее известных работ зодчего - проект Собора Петра и Павла в Петергофе с церковно-приходской школой и электростанцией (руководил постройкой арх. В.А. Косяков); архитектурная часть несохранившегося до наших дней памятника Александру II в Московском Кремле (скульптор А.М. Опекушин); Черниговский храм при Троице-Сергиевой лавре. Кроме того, Султанов занимался реставрацией крепостных башен Нижегородского кремля, палат Волковых-Юсуповых в Москве, Троицкой церкви в Останкино, усадьбы Кусково; разработал проект реконструкции дворца царевича Димитрия в Угличе.


Издание содержит уникальную современную фотосъёмку сохранившихся произведений мастера, а также архивные чертежи и фотографии конца XIX - начала XX века.


 

Вильфрид Кох Энциклопедия архитектурных стилей. —  БММ, 2005. — 528 с.: ил.


Облик современной Москвы – столицы первого в мире социалистического государства, одного из крупнейших и прекрасных городов Европы – складывался на протяжении веков трудом и талантом многих поколений, и самых знаменитых зодчих, и безвестных мастеров-строителей.


Москва всегда была «зоной притяжения» для огромной страны, которую еще древние викинги называли Гардарикией – страной городов. Со всех концов Руси Великой стекались в ее столицу люди различных профессий. Среди них безымянные строители-«древоделы», творившие чудеса деревянной архитектуры, «каменных и каменосечных дел мастера», ставившие церкви, боярские палаты и царские терема; «муроли», возводившие крепостные стены, и наконец, зодчие – люди всеобъемлющих знаний и опыта, творцы неповторимой красоты произведений национальной архитектуры и чудес инженерного искусства.


Примерно с середины XV века письменные источники доносят до нас и имена первых мастеров, трудившихся над созданием архитектурного облика Москвы. Среди них имена Василия Ермолина, Бармы и Постника, Осипа Старцева, Якова Бухвостова, Ивана Зарудного и других. Последующие поколения выдвинули таких великих зодчих, как В. И. Баженов и М. Ф. Казаков, а также Ф. и С. Аргуновых, А. и Д. Григорьевых. В середине и конце XIX века начинают творить такие крупные архитекторы, как К. Тон, Д. Быковский, И. Монигетти, Д. Чичагов, а в предреволюционные годы – Н. Шохин, Ф. Шехтель и другие.


Все эти зодчие и многие другие в разное время несли эстафету традиций, сложившихся в московском зодчестве, и, преемственно развивая и переплавляя их, вносили новые черты и новые краски в облик Москвы.


Предлагаемая читателю книга не претендует на полноту. Немыслимо в одном томе собрать биографии московских зодчих за пять веков строительства города — от XV века и до Великого Октября. Поэтому при составлении плана книги самым трудным оказался отбор мастеров. Очерки познакомят читателя с биографиями тех московских архитекторов, деятельность которых протекала главным образом в Москве и определила собой поступательное движение ее архитектуры и пути ее развития. При отборе материалов учитывалось также и то, какое количество памятников их творчества сохранилось в Москве и Подмосковье до наших дней. Таким образом, критерием для публикации биографии того или другого архитектора послужили два момента: во-первых, значение его деятельности для общего развития русской и московской архитектуры, во-вторых, сохранность его произведений. Поэтому, например, читатель не найдет в книге очерка о Федоре Савельевиче Коне – строителе укреплений Белого города Москвы, на месте которых сейчас разбито Бульварное кольцо, а от городских стен, ворот и башен не осталось и следа; тем не менее значение Федора Коня в истории русской крепостной архитектуры чрезвычайно велико. По той же причине нет в книге и биографии великого Б. Растрелли – самого блестящего мастера русского барокко середины XVIII века. Он построил Анненгоф и первый Большой дворец в Кремле. Но время не пощадило ни того, ни другого, и судить о мастерстве Растрелли мы можем только по его петербургским сооружениям.


В какой-то степени отсутствие в книге биографий отдельных мастеров восполняют два общих историко-архитектурных очерка, которые кратко прослеживают развитие форм московской архитектуры и помогают читателю систематизировать обширный познавательный материал.


Первый том книги «Зодчие Москвы» содержит биографии тридцати четырех наиболее талантливых зодчих, живших и трудившихся в Москве на протяжении более четырех веков ее строительства. За это время Москва прошла путь от средневекового феодального города до первой в мире столицы социалистического государства. Естественно, что все этапы ее истории отразились в ее архитектурном и градостроительном облике, представление о котором получит читатель этой книги.


 

 

М. Нащокина Московский модерн. — С.-Петербург: Коло, 2015. — 792 с.: ил.


Двухтомное (в двух книгах) научно-популярное биографическое издание, вышедшее в издательстве «Московский рабочий» (Москва) в 1981 и 1988 году. Его две книги содержат большую подборку очерков о жизни и творчестве известных русских, иностранных и советских архитекторов (XV—XX веков), живших и работавших в Москве и внёсших значительный вклад в её архитектурный облик. Авторами очерков были известные историки архитектуры и искусствоведы. Составитель — Ю. С. Яралов, доктор архитектуры, профессор, лауреат Государственной премии СССР. Научный редактор — С. М. Земцов.


Книги издания отличаются продуманностью исполнения, единым стилевым решением. Помимо основных биографических очерков в книгах помещены и обзорные очерки развития архитектуры Москвы в разные исторические периоды. Кроме того, на отдельных вклейках помещено достаточно большое число чёрно-белых иллюстраций.


Во второй  книге, содержащей рассказ о наиболее выдающихся зодчих начала XX в. и советского времени, чья жизнь и творчество связаны с Москвой, приводится ряд адресов, позволяющих пользоваться ей как путеводителем.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати