RSS

Журнал «Всё о мире строительства»: Москва на ладони (текстовая версия)

12:38 15.08.2019

В праздничном номере журнала «Всё о мире строительства», посвященному Дню строителя, вышла статья о макетной мастерской ГБУ «Мосстройинформ». Журналисты рассказали о масштабном арт-объекте – Макете Москвы и о людях, которые его создают. Публикуем текстовую версию материала.


1.jpg

Приходила ли вам когда-либо мысль взять в руки памятник Петру Первому, уместить на ладони здание МХАТ или Собор Василия Блаженного? Оказывается, это возможно. Да и для того, чтобы окинуть взором почти всю Москву, совсем необязательно подниматься на смотровую площадку Воробьевых гор или Москва-Сити — достаточно увидеть миниатюрную столицу и оценить масштаб проекта под названием «Макет Москвы».

Наш корреспондент побывал в макетной мастерской ГБУ «Мосстройинформ», понаблюдал за этапами производственного процесса, пообщался со специалистами, которые воссоздают Москву в миниатюре.

Сначала было дерево…

У столицы два официальных макета города. «Дом на Брестской» появился благодаря первому деревянному макету. А сейчас наоборот — «Дом на Брестской», точнее специалисты макетной мастерской делают новый макет Москвы. Такая удивительная закономерность.

Идея создания первого макета Москвы связана с юбилейными торжествами по случаю 30-летия Великой Победы и освобождения стран Восточной Европы — в частности, Венгрии, от немецко-фашистских захватчиков. В 1975 году на территории ВДНХ был выставлен макет цент­ральной части Будапешта. Модель так впечатлила Михаила Посохина, в то время главного архитектора Москвы, что он обратился к столичным властям с предложением создать макет советского мегаполиса. Идею поддержали. Десять лет — с 1976 по 1986 годы — две бригады макетчиков на фабрике «Картолитография» создавали советскую Москву в миниатюре. Для макета были выбраны масштаб — 1:500 и площадь — 144 квадратных метров. Решено было ограничиться созданием лишь центральной части города в пределах Садового кольца. Здания изготавливали из клена, рельеф — из березы. Ансамбль Кремля делали из красного и лимонного дерева, амаранта и падуба. Купола кремлевских соборов покрыли сусальным золотом. Реки Москва и Яуза были воспроизведены с использованием палисандра.

Специально для экспонирования макета было решено построить здание недалеко от Триумфальной площади (в прошлом — Площадь Маяковского). В марте 1986-го года миниатюрная Москва получила прописку в только что возведенном здании на 2-й Брестской, 6. Одним из первых посетителей экспозиции в «Доме на Брестской» стал кубинский лидер Фидель Кастро. Макет также стал рабочим инструментом для архитекторов, когда обсуждались важные градостроительные решения — именно в Зале макета было принято решение о сносе гостиницы «Россия».


2.jpg


Новый этап в жизни миниатюрной столицы начался с решения о создании современного макета Москвы. Поначалу планировалось сделать миниатюру в масштабе 1:1200, что позволило бы охватить всю площадь мегаполиса, однако после присоединения к столице новых территорий концепция макета была пересмотрена. Масштаб решили увеличить — до 1:400, а по площади ограничиться пределами Третьего транспортного кольца, включив и некоторые знаковые для города и для градостроительной политики объекты за этой территорией, к примеру, Воробьевы горы, МГУ и другие. По решению мэра Москвы Сергея Собянина работа над новым макетом началась осенью 2012 года.

Ручная работа

Поводом для экскурсии в святая святых, где рождается маленькая Москва, и обстоятельного разговора на эту тему послужило приглашение посетить выставку в «Доме на Брестской», где в начале лета экспонировался макет Делового центра «Москва-Сити». Модель комплекса небоскребов стала финальным аккордом 12-го этапа создания макета Москвы.


3.jpg

4.jpg


Пока мы с пресс-секретарем Мосстройинформа Виталием Лелеко ждем встречи с руководителем макетной мастерской Алсу Бедретдиновой и бригадиром макетчиков Оксаной Бабчик, говорим о роли и значимости уникального и масштабного арт-объекта.

Макет — это по сути дела подведение итогов реализованных градостроительных проектов столицы, срез прошлого и настоящего. Проект по мере необходимости актуализируется, что позволяет увидеть происходящие со столицей изменения, — говорит Виталий Лелеко.

Включившиеся в разговор собеседники подтверждают, что главные принципы работы были выдержаны и с ММДЦ «Москва-Сити» — на макете появляются только те здания, которые построены в реальной Москве. Так, на арт-объекте Сити нет комплекса «Neva Towers»: так как на сегодняшний день возведена только одна башня «Neva Towers», а вторая еще не достроена, на макете комплекс отсутствует.

Та же история — с парком «Зарядье»: на макете, как и в жизни, пока шло строительство, был пустырь. Как только парк был открыт, его изготовили и фрагмент разместили на макете. Подобные обновления будут связаны и с московской программой реновации: по мере того, как будут сносить дома и строить новые — будет обновляться макет.

По словам Оксаны, миниатюрный Сити позволил применить, переработать уже имеющийся опыт, в работе над ним рождались новые подходы и технологии. Так, отказались от виниловой пленки, которая обычно используется в работе над торговыми центрами. Здесь этот материал лишил бы объект воздушности и легкости. Сложно было воссоздать в миниатюре башни комплекса «Федерация»: сложная форма и геометрия здания, закругления в плане и как следствие — трудности в расчетах. Все пришлось делать вручную: собирался «стакан», монтировалась поэтажка на основном световом коробе, делались замеры и по горизонтали, и по вертикали, по ним вычерчивались развертки. Даже специальные программы не смогли сделать точный расчет, потому что параметрия — это работа по другим технологиям.

В Сити мы соединили все, что применяли в своей работе на других объектах. К слову, о ноу-хау: у нас интересная история была с центральным ядром Москва-Сити — торговым центром «Афимолл», на фасаде которого изображения деревьев. Искали решения, как воспроизвести эту технику на макете. Поскольку у нас есть опыт печати человечков, которых мы «заселяем» в квартиры, так же и с деревьями: накатали их на кальке, распечатали и получился фасад точно такой, как у настоящего «Афимолла», — поясняют специалисты макетной мастерской.

А еще было воссоздано окружение ММДЦ «Москва-Сити», включающее Москву-реку и ее набережную, станцию МЦК «Деловой центр», мосты, дороги и прочие сооружения.

Макет-мотиватор

На белом листе полистирола разметка фасадов и окон. Станок плавно скользит, вырезая детали объекта, размер некоторых из них — с ноготь. Процесс сборки, как и многие технологические этапы производства макета, завораживает. Примерно то же многие из нас испытывали в детстве, когда брали в руки кубики или конструктор и в какой-то степени становились архитекторами, градостроителями, создателями. Так и с макетом Москвы. Высокий интерес к миниатюрной копии столицы — и у жителей, и у гостей мегаполиса, которые с удовольствием приходят в павильон ВДНХ, где экспонируется центральная часть макета. Москвичи ищут свой дом, свой колледж, свою школу, гости — достопримечательности и посещенные места. Это завораживает, это становится личной историей: я в контексте Москвы, Москва в контексте меня.

Высок интерес и у студентов профильных вузов и ссузов, для которых в «Доме на Брестской» специалисты макетной мастерской проводят экскурсии и тематические мероприятия, читают лекции. Все это дает мощный профориентационный эффект — ведь работают эмоции, восприятие идет на ментальном уровне, когда будущий градостроитель может оценить масштаб, почувствовать вовлеченность в процесс. Это интересно и увлекательно, как и Интерактивная карта Москвы — еще один проект «Дома на Брестской». Как подтверждают мои собеседники, посетив макетную мастерскую, погрузившись в атмосферу создания миниатюр, или заглянув на ВДНХ, многие убеждаются в правильности своего выбора, для кого-то это становится новым импульсом для дальнейшего профессионального развития.

Об истории, современности и мини-архитекторе

С руководителем макетной мастерской Алсу Бедретдиновой мы проходим по этажам, коридорам, цехам и кабинетам макетной мастерской ГБУ «Мосстройинформ» в «Доме на Брестской». Где-то отчетливо уловим запах краски и клея, где-то слышен звук токарного станка, в кабинетах ведутся расчеты, рождаются 3D-модели, собираются здания и сооружения, километры проводов и светодиодных лент дают свет макету. Над созданием миниатюры Москвы работает уникальная команда специалистов макетной мастерской ГБУ «Мосстройинформ» — порядка пятидесяти человек: это чертежники, архитекторы, макетчики и электрики. Ими выполняется весь процесс производства: от подготовки чертежей зданий, создания рельефа местности до подключения каждого здания на макете к подсветке и внесению объекта в единую компьютерную базу данных.


5.jpg


Как говорит Алсу Бедретдинова, у каждого макетчика свой почерк и стиль. К слову, ни одно учебное заведение не готовит людей такой профессии. Как правило, на работу в мастерскую приходят люди с архитектурным образованием, либо проектировщики. Так и получаются мини-архитекторы, мини-проектировщики — люди, которые проектируют и строят маленькую Москву.

Так случилось и у Оксаны Бабчик, бригадира макетчиков, которая пришла работать в мастерскую, будучи студенткой четвертого курса. До этого был опыт работы в нескольких проектных организациях, где довольно скучная размеренная жизнь: есть проект — чертишь, нет — отбываешь рабочее время.


6.jpg


Здесь творчество, здесь я ощущаю свою сопричастность — мы рождаем, по сути, город заново. Ни с чем не сравнимое чувство, когда ты держишь дома, здания, город на ладони. И это плод твоих мыслей, твоих наблюдений, твоих расчетов, — делится Оксана.

Однако, как шутят представители макетной мастерской, случаются моменты профдеформации, почти как у героя фильма «Дорогая, я уменьшил детей» профессора Залински.

Я столкнулась с проблемой такого рода. Не любила гулять у Патриарших прудов, когда их делала, мне было страшно, казалось, что я уменьшилась до 400-го масштаба, — вспоминает Алсу.

А я замечаю, как идя мимо домов, уменьшаю здания до 400-го масштаба, прикидываю, что кирпичную кладку можно вырезать размером в несколько миллиметров, что-то сделать из стекла, а что-то из виниловой пленки, — поддерживает коллегу Оксана.


7.jpg


Но очевидный плюс — когда идет работа над тем или иным домом или зданием, макетчики узнают его историю, имена архитекторов, а потом рассказывают друзьям и знакомым, выступая в роли краеведа или экскурсовода.

На вопрос, с чем сложнее работать — с историческими объектами или современными? — получаю неожиданный ответ. Оказывается, у исторических построек сложность может вызвать только обилие декора, украшение фасадов, а сама конструкция довольно простая. Такие дома собираются как кубики. Кроме того, историческое здание четко привязаны к определенному стилю. Современные сложнее, тот же пример — с «Москвой-Сити», где как раз работает пространственное воображение.

8.jpg


Еще один стереотип, что над макетом работают люди от 40+. На самом деле коллектив макетной мастерской очень молодой. Миф разбивается о реальные аргументы: это очень интересный проект и увлекательная работа, молодежь лучше адаптирована к новым технологиям, которые активно используются при создании макета.

О жизни, технологиях и числе 13

В каждом объекте архитектурного макета Москвы — кропотливый труд и частичка души команды макетной мастерской. Работа над макетом разделена на 13 этапов. Последний стартовал в начале мая этого года.

Тринадцатый этап — это заключительный этап работы над макетом Москвы. Это выход на финишную прямую. В 13-м этапе есть свои плюсы: был изменен общий вид макета. Раньше он был неправильной формы, сейчас стал строго прямоугольной за счет того, что включили ряд объектов и сделали акцент на севере, северо-западе. Это — 5151 адрес, примерно 4980 домов. Завершить этап мы планируем к лету 2020 года, — поясняет руководитель макетной мастерской.

Еще один миф, что макетчик с легкостью получает доступ к проектам, чертежам реальных зданий. Оказывается, все с точностью до наоборот. Иногда геометрию дома приходится воссоздавать по кирпичику.

Нам никто не дает чертежей и готовых проектов, у нас нет информации из каких-либо архивных служб. По сути, мы каждый раз заново создаем проект существующего объекта. Все, что имеем из информации, — это адрес объекта, да и то не всегда он бывает точен. Поэтому все, что есть в открытом доступе, используется, любые источники приветствуются. То есть сначала ведем исследовательскую работу, собираем материал, а потом — приступаем к процессу, — говорит Алсу.

Сложности производству арт-объекта добавляет детализация зданий и создание ландшафтного рельефа. Ни одного повторяющегося дерева на макете вы не встретите, деревья и газоны создаются вручную из металлической проволоки и деревянных опилок. А вот достоверность воспроизведения зданий — почти 100-процентное попадание. На фасадах исторических домов воспроизведены мозаика, барельефы и скульптуры, в модели Спасской башни — настоящие, только очень маленькие, куранты, а гладь Москвы-реки выполнена в специальной технике, создающей эффект водной ряби. Оживляют макет машины на улицах, кораблики на водной глади Москвы-реки, фонтаны.

Заселить жителей в квартиры, повесить шторы на окнах, задекорировать стены — еще один способ вдохнуть жизнь в миниатюру. Антураж печатается на специальных пленках, которые вклеиваются в копию здания. Также в «оживлении» макета Москвы помогает и подсветка внутри каждого объекта. Теплый свет — для дорог, жилых домов, исторических и религиозных сооружений. Холодный — для офисных, общественных и административных зданий. Добиться еще большей выразительности позволяет миниатюрная архитектурная подсветка, которая используется в оформлении выходов метро, храмовых комплексов, мостов и знаковых сооружений — например, Московского Кремля.

Что касается времени года, на макете — май. Идеальное время для идеального города, чистого, вымытого, зеленого, где свежеокрашенные бордюрчики, побеленные деревья и вечная весна.


9.jpg


Любимые места — на макете и в жизни

У моих собеседниц любимые места на макете и в реальной Москве не всегда совпадают.

Алсу к числу таких мест на макете относит «Красный Октябрь» — объект, которым она по праву гордится: столько сил и труда в него вложено, повторена вся кладка кирпича на фасадах. Хотя в реальности своим любимым местом считает Бульварное кольцо, которое связано с детством — с папой они любили гулять по этому маршруту, но на этап работы над Бульварным кольцом она не попала.

А любимое место Оксаны — ВДНХ, но, к ее сожалению, в границы макета этот объект не вошел. «Любимчиком» на макете стало здание МХАТ, театр получился невероятно реалистичный. Это на самом деле большая редкость, потому что все здания на арт-объекте рафинированные: непыльные фасады, нет трещинок на зданиях, на макете все идеально, город-сказка. А МХАТ получился стильным, из живого темного кирпича, очень похожим.

Как признаются специалисты макетной мастерской, сложно сказать о любимых местах на макете, наверное, в первую очередь это свои здания, над которыми именно ты работал. Эти крошечные, миниатюрные, но абсолютно реалистичные объекты. Потому что любой объект — это огромная исследовательская работа.

Автор материала: Наталья Черкасова

Оригинал: http://voms.ru/articles/moskva-na-ladoni/

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати