RSS

Станции метро — это сплав технологий и красоты

10:02 03.03.2016

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, как и всегда, принимает участие в обсуждении облика будущих станций Московского метрополитена. Он входит в состав комиссий и жюри, которые оценивают представляемые на конкурсах проекты от различных специалистов

ЭКСКЛЮЗИВ "ВМ". Метро — это большой транспортный и инженерный объект. Но и он не лишен своего обаяния и красоты. Одна станция не повторяет другую. Это ключевое отличие московской подземки, считает главный архитектор города Сергей Кузнецов.

Миллионы пассажиров в день проходят через различные станции городской подземки, облик которых ярко отражает время их создания. Каждый этап привносил свои архитектурные тренды города и технологии, которые в результате влияли на дизайн станций метро, уверен Сергей Кузнецов.

- Сергей Олегович, в плане архитектурных решений метро рассматривается отдельно от городской среды или как-то отражает то, что на поверхности?

- Архитектура подземная и наземная всегда идут рука об руку, отражают друг друга. Поэтому развивая и внедряя практики на поверхности, мы, безусловно, применяем их и под землей. Можно сказать, что в городе применяется вертикальный тип архитектуры, когда район, где располагается станция, влияет на ее внешний вид. Однако не всегда это бывает достаточно просто решить. Например, прошедший конкурс на архитектурный облик станций «Терехово» и «Нижние Мневники» задал сложную задачу специалистам: как спроектировать станции, если вокруг еще ничего не построено, в том числе и предполагаемый Парламентский центр? Приходилось искать некие образы в топонимике местности… Безусловно, все зависит от масштабов освоения той территории, куда приходят новые станции. В условиях плотной городской застройки мы ограничены в выборе, зажаты в определенные рамки. Впрочем, даже здесь специалисты должны найти и попасть в тот образ, какой ляжет в основу архитектурного решения станции.

- Но не во всем мире станции создаются как настоящие шедевры. В основном в них заложена главная функция — доехать из точки А в точку Б. Получается, что московское метро — одно из немногих, где задумывались и над прагматичностью его использования, и над оформлением?

- Действительно, не во всех мировых мегаполисах задумываются над дизайном подземки. В других городах мы часто видим, что технологии в метро доминируют над архитектурой. Но сейчас подход меняется. Например, мы можем вспомнить новые станции на периферии Лондона, современные объекты Стокгольма, Амстердама. Они серьезно отличаются от станций предшествующих поколений, архитекторы здесь детально поработали, в том числе и над оформлением объектов.

- А есть ли баланс между архитектурой и технологиями в метро?

- Ответ как раз и могут дать проводимые конкурсы. Даже в советское время их устраивали, чтобы определить облик различных станций метро. Безусловно, не все идеи были воплощены согласно первоначальной задумке. Но широта выбора давала свой результат. Так, Москва получила первые торжественные станции — «Красные Ворота», «Библиотеку имени Ленина», «Новокузнецкую», «Павелецкий вокзал», «Маяковскую» и другие. С последовавшим затем периодом индустриализации связан более сдержанный дизайн объектов городской подземки. Из архитектуры уходят яркие и пышные элементы, становится меньше изысков. Но это тоже весьма узнаваемый этап.

- Наверное, для людей еще лет 30 назад было крайне важно, на какой станции они живут — на красивой и торжественной, построенной до конца 1950-х годов, или на «типовых» станциях…

- Помню то разделение мира, когда кто-то мог похвастаться тем, что жил на «Белорусской» или «Павелецком вокзале», а другие вспоминали свои периферийные станции. Это разница серьезно чувствовалась. Хотя, конечно, наличие метро вблизи домов было уже большим событием. Метро всегда было популярно, пользовалось спросом горожан, и тот заряд, который несет каждая станция, крайне важен. Важно, с каким настроем люди войдут и выйдут из станции. Я вырос на станции метро «Рязанский проспект» — одной из самых скромных на тот момент.

- А что сейчас несут в себе новые станции метро? Горожане как главные пользователи подземки могут принять участие в обсуждении и выборе дизайна новых станций?

- Благодаря политике мэра Москвы Сергея Собянина в столице началась новейшая история метро. Первый конкурс на дизайн двух новых станций прошел в 2014 году. Тогда горожанам предлагалось определить облик станций желтой ветки — «Солнцево» и «Новопеределкино». Красивые и качественные предложения от архитекторов пришлись москвичам по вкусу, и теперь мы продолжаем традицию публичного отбора проектов. В оформлении новых станций воплощены смелые решения.

- Они простые или сложные?

- Чем успешнее находишь применение простым инструментам, тем интереснее получается станция. Несмотря на экономию средств, на компромисс в дизайне мы не идем, находя уникальный облик каждого создаваемого объекта метро.


ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати