RSS

В Информационном центре Стройкомплекса (ГБУ «Мосстройинформ») продолжает работу экспозиция, посвященная развитию главной водной артерии города.

21.07.2015

В Информационном центре Стройкомплекса (ГБУ «Мосстройинформ») продолжает работу экспозиция, посвященная развитию главной водной артерии города.

В рамках выставки «Берега Москвы-реки» в библиотеке «ГБУ «Мосстройинформ» подготовлена экспозиция редких изданий, рассказывающих об истории развития прибрежных территорий Москвы-реки.


2.jpg4.jpg

Посетить библиотеку и ознакомиться с изданиями может любой желающий, предварительно позвонив по телефону (499) 251-53-15.

Подробнее о библиотеке ГБУ «Мосстройиформ»

ПЕРЕЧЕНЬ ИЗДАНИЙ:

1. Симонов Е. Мосты и набережные столицы. — М.: Московский рабочий, 1938. — 60 с. 725.31
В книге рассматриваются изменения мостов и набережных столицы в свете реализации решений генерального плана реконструкции 1935 г. Одна из наиболее грандиозных работ плана — это превращение Москва-реки в основную, красивейшую магистраль столицы. Все старые мосты низко опускались над водой. В 1937 г., когда был открыт канал Москва—Волга, многопалубные комфортабельные теплоходы могли бы уже войти в столицу, если бы не низкие арки старых мостов. Новой Москве нужны были новые мосты: высокие и обширные проезды над рекой, технически передовые сооружения, соединяющие широкие магистрали столицы. В генеральном плане реконструкции столицы говорилось: «Для улучшения связи между районами, расположенными по обеим сторонам Москва-реки, и для обеспечения возможности сквозного прохождения по Москва-реке больших волжских судов построить в течение десятилетия 11 новых мостов на высоте уровня Бородинского моста и 3 моста реконструировать путем подъема на тот же уровень.» На строительных площадках закипела работа… Об этой работе рассказывает книга «Мосты и набережные столицы».


2. Михайлов В.П. Мосты Новой Москвы. Архитектура и конструкции. — М.: Издательство Всесоюзная Академия архитектуры, 1939. — 134 с.: ил. 725.31
В книге рассказывается о реализации грандиозной программы строительства мостов, сформулированная в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Всего по плану реконструкции Москвы необходимо сооружение одиннадцати новых мостов через Москва-реку, двенадцати мостов через водоотводной канал и через вновь сооружаемые каналы, входящие в систему обводнения города, сверх построенных в 1938 г., а также значительного количества новых путепроводов. В конце книги приведен список использованной литературы и большой перечень иллюстраций.

3. Ткаченко И.В. Мосты и набережные. — М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1949. — 40 с.: ил. — (Архитектура страны Советов) 725.31
В июне 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял по инициативе И.В. Сталина решение «коренным образом разрешить задачу обводнения Москва-реки путем соединения ее с верховьями Волги»… В скором времени были развернуты грандиозные работы по строительству канала имени Москвы (1932 год) и первой очереди метрополитена имени Л.М. Кагановича. Развитие мостостроения в этот период шло, главным образом, по линии сооружения мостов на железных дорогах, но по мере развертывания коммунального строительства в крупных столичных городах Советского Союза осуществлялось сооружение городских мостов и набережных. Из книги можно узнать, что разработанный на основе указаний товарища Сталина Генеральный план реконструкции столицы нашей Родины — Москвы, утвержденный 10 июля 1935 года Советом Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б), в корне меняет облик Москвы. Москва–река одевается в новые гранитные набережные и украшается новыми грандиозными мостами, первыми в мире по своей ширине. Выполнение этой грандиозной программы началось немедленно, и уже в 1938 — 1939 годах появились невиданной ширины мосты с мощными стальными арками больших пролетов. По ставшей судоходной Москве-реке волжские пароходы подошли к самому Кремлю.

4. Москва с борта теплохода. Путеводитель. Второе издание. — М.: Речной транспорт, 1956. — 259 с.: карта
Книга интересна тем, что маршрут дается в разрезе 1950-х годов, т.е. рассказывает и показывает с помощью фотографий, как это было раньше. Москва–река — благоустроенная и насыщенная движением водная магистраль. Рассекая город на две неравные части, она проходит у самого его центра и через многие его районы. Цель настоящего справочника-путеводителя — рассказать читателю, где и что он может увидеть во время прогулки по реке. Необходимо подчеркнуть, однако, что данная книга не может служить справочником-путеводителем по всей Москве – в ней дается только описание пути в пределах города по маршруту «Московский Южный речной вокзал» — «село Крылатское». С борта идущего по реке теплохода мы увидим Москву пятидесятых, реконструированную, заново созданные прекрасные мосты и набережные. Перед нашими глазами пройдет старая «Симоновка», где за последние десятилетия выросли крупные заводы. Мы увидим Замоскворечье, Китай-город, Ленинские горы, Лужники. Красную площадь и величественный Кремль.


1.jpg3.jpg

5. Мячин И.К. По Москве-реке. Рублево — Беседы. — М.: Московский рабочий, 1977. — 334 с.: ил. 72.4
Есть в Москве одна магистраль, которая совсем не похожа на остальные. Вместе с тем она превосходит их как по длине — ей уступает в 4 с лишним раза даже самый большой в городе Ленинский проспект, — так и по числу и разнообразию достопримечательностей. Это Москва-река, за которой еще с 30-х годов прочно укрепилось название — голубой проспект столицы. Главная водная трасса Москвы не только проведет нас мимо множества примечательных мест, она сама — самая большая и самая древняя достопримечательность нашего города. Ведь ее долина возникла более чем 150 миллионов лет назад. Эта книга — и путевой очерк, и путеводитель по Москве-реке в пределах столицы. Исключение сделано лишь для Рублева. Настоящее издание состоит их 20 небольших главок-очерков. Первая из них — «Наша Москва–река» — касается общих вопросов преобразования водной артерии великого города в советский период. Последняя — «Заглянем в будущее» — затрагивает перспективы Москвы-реки в связи с новым Генеральным планом развития столицы. Остальные главки-очерки — маршрутные. Они рассказывают о различных отрезках голубой трассы, последовательно сменяющих друг друга вниз по течению.

6. Бобров А.А. По рекам Московии. — М.: Алгоритм, 2007. — 464 с.: ил. 72.4
Эта книга посвящена рекам Страны источников — так называли в древности Московию. Большие и малые реки столицы и Подмосковья по-прежнему дарят красоту и отдохновение, хранят память веков, но и навевают горькие раздумья о проблемах дней сегодняшних. Увлекательное повествование о сотнях речных километров, пройденных самим автором за главными московскими заставами, содержит практические советы путешественнику, может служить краеведческим пособием для подрастающего поколения и экскурсоводом-собеседником для туриста, дачника, любого из нас, кто счастье ищет в пути.
7. Надежин Б.М. Мосты Москвы. — М.: Московский рабочий, 1979. — 112 с.: ил.
Книга рассказывает об истории московских мостов, их роли в формировании художественного облика столицы. Мосты играют большую роль в формировании облика города. Москву нельзя себе представить без мостов. Особенности географии столицы — холмистый рельеф, множество рек и ручьев — создали необходимость мостовых сооружений, многообразных по расположению, размерам, углам пересечений, высотам, пространственным композициям и конструктивным системам. В дореволюционной Москве над Москвой-рекой было 14 мостов, над Яузой — 17, над Водоотводным каналом — 6. Таким образом, не считая мостов через ручьи и мелкие притоки Москвы-реки и Яузы, путепроводов и водопропускных труб под дорогами, всего было 37 мостов. К моменту написания этой книги в конце семидесятых годов над Москвой-рекой 24 моста, над Яузой — 28, над Водоотводным каналом — 8, над каналом имени Москвы – 9. Всего 69 мостов. Цель этой книги — показать главные архитектурные черты московских мостов. Это рассказ не о всех мостах. Преимущественно он касается мостов примечательных. Одних — конструктивной системой, других — архитектурной, выразительной независимо от стиля, размерами, местом расположения. Иногда — своей историей или связью с историческими событиями.

8. Москва. Фотоэтюды. Цветные фотографии Ильи Голанда.— М.: Московский рабочий, 1957
В фотоальбоме представлены цветные фотографии Москвы пятидесятых, среди которых много интересных видов Москвы-реки пятидесятых годов (№№ 7; 12; 22–23; 47; 52–53; 76

9. Гольденберг П.И., Аксельрод Л.С. Набережные Москвы. — М.: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1940. — 255 с.
Книга «Набережные Москвы» является сокращенным изложением научно–исследовательской работы, выполненной авторами в 1937 и 1938 гг. в кабинете градостроительства Академии архитектуры СССР. Возникновение и развитие Москвы связаны с судьбой реки Москвы (по гипотезе И.Е. Забелина). Местность, в которой возникла Москва, расположена к югу от водораздела между бассейнами рек Москвы и Клязьмы. Москва–река образует на территории города несколько излучин с различным характером берегового рельефа. Извилистость течения Москва–реки вызывает постоянную смену перспектив, замыкающих речную долину. Небольшая ширина Москва–реки и выгодный контраст противолежащих холмистого и низменного берегов создают возможность их целостного решения. Благодаря медленному спокойному течению, Москва–река служит хорошим зеркалом для строений, стоящих на ее берегах. В первой главе книги описано образование московского городского плана вокруг рек и создание застройки речных берегов. В последующих главах изложены принципы планировки и застройки речных берегов в Москве, строительство новых мостов и проездов вдоль набережных, стенок набережных и сходов к воде. Последние части разработаны наиболее подробно. Их главным содержанием является изложение методов и приемов проектирования и строительства набережных.

10. Бобров А.А. Москва–река: от истока до устья. — Жуковский: Кучково поле, 2006. — 312 с.: ил. — (Родная сторона). 72.4
Достаточно напомнить, что только в пределах Московской области в Москву–реку впадает более 900 рек, речек и ручьев. Площадь, с которой река собирает воду всех своих притоков и временных водотоков, называется бассейном. Так вот площадь Москва–реки — около 17,6 тысяч квадратных километров, что составляет более трети всей площади Московской области. А ведь еще необходимо добавить саму столицу, ее бесчисленные и многоликие связи с жизнью всей страны. То есть, формально говоря, следует признать, что большинство исторических событий, духовных свершений и социальных процессов Московии происходило в бассейне Москвы–реки. Книга «Москва–река» представляет собой авторский, можно сказать, лирический путеводитель по главной реке Московии. В нее включены строгие сведения, необходимые для каждого путеводителя, и писательские очерки о наиболее памятных для автора местах на Москве–реке. Книга состоит из трех частей: 1. По живописной и обожженной земле — от истока в Можайском районе до Строгино; 2. Зеркало мегаполиса — беглый взгляд на Москву–реку в черте города, включая старинное Замоскворечье; 3. По полноводной и многострадальной реке — от села Беседы до слияния Москвы и Оки в Коломне. Особо выделены главные храмы. Отраженные в водах Москвы–реки. Жизнь постоянно доказывает: это не только духовные центры округи, но и своеобразные экскурсионные маяки и архитектурные доминанты, которые посещаются в первую очередь. Книга увлекательно рассказывает о 500-километровом пути прекрасной и многострадальной реки, поднимает проблемы сбережения духовного наследства и природы, может служить краеведческим пособием для подрастающего поколения и экскурсоводом–собеседником для туриста, дачника, любого человека, которому интересна и близка Московия.

11. Резвин В. Москва глазами архитектора. — М.: Искусство– XXI век, 2011. — 432 с.: ил. 72.4
В книге «Москва глазами архитектора» автор раскрывает особенности эмоционального восприятия московской архитектуры, образно и доходчиво объясняет ее специфику, показывает прекрасное там, где люди порой не замечают ничего особенного: каким мы видим город, как формируются первые впечатления о нем, как они меняются по мере знакомства с эволюцией отдельных фрагментов города во время неторопливых прогулок. Отдельная глава посвящена Московским набережным. Тема эта сравнительно мало исследована. Большинство публикаций, среди них есть и книги, посвящено конструктивным особенностям, истории строительства набережных, описанию работ по реконструкции. Об архитектуре же говорится немного. Возможно, причина в том, что до недавнего времени столица считалась сухопутным городом. Действительно, Москва-река в конце XIX века обмелела настолько, что перестала быть судоходной, а напротив Кремля образовалась обширная отмель. В отличие от улиц и переулков обзор набережных возможен только либо вблизи, когда идешь по самой набережной, либо на значительном удалении — с противоположного берега. Для перемены точки обзора надо затратить значительное время. В книге набережные противоположных берегов рассматриваются во взаимосвязи. Совершенно особая динамичная панорама открывается при взгляде на берега с борта теплохода. Своеобразная картина возникает при отражении архитектуры в воде. Для такой относительно спокойной реки, как Москва-река, это играет существенную роль. Многочисленные московские мосты являются такой же неотъемлемой принадлежностью реки, как и набережные. Поэтому мы включим их осмотр в свои маршруты и познакомимся с их архитектурой и той ролью, которую они играют в композиции набережных. Среди набережных города непременно существует главная. В Москве таких набережных две — Кремлевская и Софийская. Также рассмотрены Москворецкая, Котельническая, Гончарная и Берсеневская набережные.  


5.jpg6.jpg

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати