RSS

Мосты и набережные: тематический бюллетень Научно-технической библиотеки ГБУ «Мосстройинформ»

11:48 14.07.2017

Есть в Москве одна магистраль, которая совсем не похожа на остальные. Вместе с тем она превосходит их как по длине — ей уступает в 4 с лишним раза даже самый большой в городе Ленинский проспект, — так и по числу и разнообразию достопримечательностей. Это Москва-река, за которой еще с 30-х годов прочно укрепилось название — голубой проспект столицы. Более 50 изданий представлено в тематическом бюллетене «Мосты и набережные» Научно-технической библиотеки ГБУ «Мосстройинформ». В списке указаны как исторические источники, так и новые издания по данной теме.


+книга_недели.jpg7201.jpg

В книге «Мосты и набережные столицы» рассматриваются изменения мостов и набережных столицы в свете реализации решений генерального плана реконструкции 1935 г. Одна из наиболее грандиозных работ плана — это превращение Москва-реки в основную, красивейшую магистраль столицы. Интересно напомнить, что все старые мосты низко опускались над водой. В 1937 г., когда был открыт канал Москва — Волга, многопалубные комфортабельные теплоходы могли бы уже войти в столицу, если бы не низкие арки старых мостов. Новой Москве нужны были новые мосты: высокие и обширные проезды над рекой, технически передовые сооружения, соединяющие широкие магистрали столицы. В генеральном плане реконструкции столицы говорилось: «Для улучшения связи между районами, расположенными по обеим сторонам Москва-реки, и для обеспечения возможности сквозного прохождения по Москва-реке больших волжских судов построить в течение десятилетия 11 новых мостов на высоте уровня Бородинского моста и 3 моста реконструировать путем подъема на тот же уровень.» На строительных площадках закипела работа. Об этой работе и рассказывает книга «Мосты и набережные столицы».
Симонов Е. Мосты и набережные столицы. — М.: Московский рабочий, 1938. — 60 с. 725.31


expert_789_081-2.jpg1.jpg3.jpg

Книга «По Москве-реке. Рублево — Беседы» - это и путевой очерк, и путеводитель по Москве-реке в пределах столицы. Исключение сделано лишь для Рублева. Настоящее издание состоит их 20 небольших главок-очерков. Первая из них — «Наша Москва–река» — касается общих вопросов преобразования водной артерии великого города в советский период. Последняя — «Заглянем в будущее» — затрагивает перспективы Москвы-реки в связи с новым Генеральным планом развития столицы. Остальные главки-очерки — маршрутные. Они рассказывают о различных отрезках голубой трассы, последовательно сменяющих друг друга вниз по течению.    
 

Мячин И. К. По Москве-реке. Рублево — Беседы. — М.: Московский рабочий, 1977. — 334 с.: ил.

Книга «Мосты Москвы» рассказывает об истории московских мостов, их роли в формировании художественного облика столицы. Особенности географии столицы — холмистый рельеф, множество рек и ручьев — создали необходимость мостовых сооружений, многообразных по расположению, размерам, углам пересечений, высотам, пространственным композициям и конструктивным системам. В дореволюционной Москве над Москвой-рекой было 14 мостов, над Яузой — 17, над Водоотводным каналом — 6. Таким образом, не считая мостов через ручьи и мелкие притоки Москвы-реки и Яузы, путепроводов и водопропускных труб под дорогами, всего было 37 мостов. К моменту написания этой книги в конце семидесятых годов над Москвой-рекой 24 моста, над Яузой — 28, над Водоотводным каналом — 8, над каналом имени Москвы – 9. Всего 69 мостов.

Надежин Б. М. Мосты Москвы. — М.: Московский рабочий, 1979. — 112 с.: ил.

В книге «Москва глазами архитектора» отдельная глава посвящена Московским набережным. Тема эта сравнительно мало исследована. Большинство публикаций, среди них есть и книги, посвящено конструктивным особенностям, истории строительства набережных, описанию работ по реконструкции. Об архитектуре же говорится немного. Возможно, причина в том, что до недавнего времени столица считалась сухопутным городом. Действительно, Москва-река в конце XIX века обмелела настолько, что перестала быть судоходной, а напротив Кремля образовалась обширная отмель. В отличие от улиц и переулков обзор набережных возможен только либо вблизи, когда идешь по самой набережной, либо на значительном удалении — с противоположного берега. Для перемены точки обзора надо затратить значительное время.

Резвин В. Москва глазами архитектора. — М.: Искусство– XXI век, 2011. — 432 с.: ил.

Фонд библиотеки ГБУ «Мосстройинформ» насчитывает около 150 тысяч печатных единиц. В состав фонда входят редкие книги по градостроительству и архитектуре на русском и иностранных языках, материалы о наиболее важных объектах строительства, а также документы более поздних лет издания, обладающие научной, технической, библиографической и полиграфической ценностью. Любой желающий сможет ознакомиться с редкими книгами фонда и стать постоянным читателем.
Каждый месяц специалисты библиотеки готовят книжные обзоры по наиболее интересным темам.
Стать читателем научно-технической библиотеки ГБУ «Мосстройинформ» может любой желающий, для входа необходимо предварительно позвонить по телефону для заказа пропуска.

Адрес: Триумфальная пл., д. 1 (вход через центральную проходную Москомархитектуры), 9 этаж, кабинет 913.
Тел.: +7 (499) 251-53-15.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати